Загадка черняховской культуры

Один из наиболее живописных уголков Парка археологических культур возле с. Мелиховка – Готское подворье. Стоп!
Готы, древние германцы и Харьковская область? Звучит, конечно, фантастично. Но всё же…
Пребывание готов на территории Восточной Европы археологами связывается с существованием здесь черняховской культуры – очень яркого и самобытного явления. Давайте же познакомимся с ней и прикоснемся к этой великой загадке истории человечества – загадке черняховской культуры.

***

Первые памятники черняховской культуры были открыты более ста лет назад, в 1899 году, археологом-любителем Викентием Хвойкой. Тогда удачливому исследователю (он открыл к тому времени уже памятники трипольской культуры) удалось частично исследовать два могильника с погребениями, которые содержали вещи и керамику римского времени возле сел Черняхов и Ромашки Киевской губернии. Впоследствии, по названию села Черняхов стали именовать и саму культуру – черняховская. В. Хвойка, ранее никогда не встречавшийся с подобными находками, отнес эти памятники к древним славянам Среднего Поднепровья II–V вв. н. э. Однако, спустя несколько лет, с публикациями материалов раскопок Хвойки ознакомился немецкий археолог Пауль Райнеке. По нашел точные аналогии среди вещей, которые использовались в погребальном обряде тогда еще таинственной археологической культуры, и по хронологическим параллелям с конкретными историческими событиями немецкий ученый предположил, что эти памятники принадлежат к восточногерманским племенам готов периода их пребывания на юге Восточной Европы. Вот так и было положено начало изучению такого сложного историко-археологического явления, которое обозначается как «черняховская культура».
Впоследствии, могильники, подобные Черняховскому и Ромашкинскому, были открыты на территории Румынии и там культура получила название Сынтана-де-Муреш. На Западной Украине археолог Кароль Гадачек открыл поселение Неслухов, где были обнаружены вещи, подобные тем, что происходили из могильников. В 20–30-е годы ХХ в. черняховские памятники исследовались учеными в Среднем и Нижнем Поднепровье, на Днепровском Левобережье. Харьковский археолог И. Н. Луцкевич изучал селище и могильник у поселка Пересечное. К 1941 г. он даже подготовил свод черняховских памятников на территории Харьковщины, изданный, правда, уже после смерти автора – в 1948 г. К 1941 году в Институте археологии АН УССР был подготовлен свод памятников культуры «полей погребений» (так тогда именовали черняховскую культуру), издать который помешала война. Со второй половины 40-х годов развернулись широкие исследования черняховских поселений и могильников в различных регионах культуры: Среднем Поднепровье, Северо-Западном Причерноморье, в Молдове, Верхнем Поднестровье, на Волыни, в Побужье, на Подолии, в Нижнем Поднепровье, в меньшей степени на Днепровском Левобережье (их исследовали Е. В. Махно, Э. А. Рикман, В. Д. Баран, И. С. Винокур, А. В. Гудкова, Э. А. Сымонович, Б. В. Магомедов, и другие археологи).
До недавнего времени Восточная Украина попадала в число наиболее плохо изученных областей черняховского ареала. И дело здесь вовсе не в малом количестве памятников – их известно сотни и сотни. Просто черняховедение в Харькове, Сумах, Полтаве не оформилось в самостоятельное направление археологических изысканий. Проводились лишь отдельные раскопки черняховских памятников. Б. П. Зайцев составил каталог новых памятников в бассейне Северского Донца и Сейма. Б. А. Шрамко исследовал могильник Павлюковка, А. Г. Дьяченко провел незначительные раскопки на селищах Муром 5-7, Кулики, Льняное, Ю. В. Буйнов и Е. Н. Петренко исследовали могильники Родной Край, Соколово. С 1995 г. черняховские памятники на днепро-донецком разделе начал исследовать доцент кафедры истории России исторического факультета Харьковского национального университета М. В. Любичев (раскопки поселения Колесники, Тимченки, могильники Соколово, Глубокое). В мае 1999 г. ученый совет исторического факультета принял решение о создании Славянской археологической экспедиции для исследования памятников позднеримского времени в этом регионе (в мае 2005 г. решением Ученого совета экспедиция стала именоваться Германо-Славянской археологической экспедицией Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина). В 2001–2003 годах экспедиция, под руководством М.В. Любичева, производила исследования поселений Шлях 2, Халимоновка на реке Мжа и Высокополье на реке Коломак. Наконец, с 2004 года работы экспедиции сосредоточены на раскопках поселения и могильника Войтенки Валковского района, хотя небольшие раскопки проводились под руководством М.В. Любичева и К.В. Мызгина также на черняховских поселениях возле с. Огульцы (Валковский район) и Новоберекское (Первомайский район).
Не всегда ученые видели в населении черняховской культуры готов. Да что там говорить! Пожалуй, ни одна археологическая культура Юго-Восточной Европы не вызывала столько споров по поводу этнической принадлежности ее носителей, которые были особенно острыми в определенные периоды политического противостояния в Европе. Нацистские ученые, основываясь на «теории исторического права», призывая к перекройке современных политических границ в соответствии с событиями тысячелетней давности, использовали материалы этой культуры исключительно с одной целью – исторически обосновать претензии германского народа на украинские земли. Но после победы СССР над нацистской Германией советские археологи, выполняя указания руководства ВКП(б), ударились в другую крайность при оценке «этнического лица» черняховской культуры. Она признавалась исключительно «славянской». Утверждение о ее германской принадлежности или даже мысль о наличии в ней германского ядра могли привести к печальным последствиям для автора. И только в 1955 г. ленинградский археолог М. И. Артамонов высказался по поводу появления черняховской культуры как итога переселения готов в Восточную Европу. Наконец, в 60-е годы в советской археологической науке утвердилось мнение о полиэтничности черняховской культуры, о вхождении в ее состав сразу нескольких народностей и племен: германцев (готов), славян (венетов, антов), фракийцев (даков), иранцев (поздних скифов, сарматов). Сегодня же, наиболее удачной выглядит определение этой культуры, данное французским ученым М. Казанским: черняховская культура есть «готская федерация германских и негерманских племен».
И всё-таки, как же готы появились у нас, на территории Восточной Украины? Откуда вообще пришли готы? На этот вопрос отвечают древние авторы. Так, по свидетельству готского историка VI в. Иордана, готы с острова Скандза (Скандинавский полуостров и остров Готланд) вместе с гепидами на трех кораблях во главе с королем Беригом переправились в устье Вистулы (Вислы). Действительно, археологические данные свидетельствуют, что в I в. н.э. на севере современной Польши появилось новое население. В это время здесь возникают памятники так называемой «вельбаркской культуры», отождествляемой с гото–гепидами и названной так по эпонимному памятнику возле местечка Вельбарк. При пятом короле по имени Филимер готы двинулись в страну Ойум с плодородными землями и полноводными реками. После нанесения на карту всех вельбаркских памятников, учитывая их хронологию, ученым стало ясно, что они распространялись в юго-восточном направлении от Нижней Вислы на Волынь, Южный Буг и Молдову.
Попав на Волынь, Побужье, в Молдову, готы разгромили народ по имени «спалы» (возможно, так назывались славяне – наши далекие предки?), сформировали коалицию германских, фракийских, иранских и праславянских племен. Имея такую могучую силу, вслед за этим последовали многолетние сухопутные и морские походы в пределы балканских и малоазийских провинций Римской империи, получивших наименование «Скифские войны», которые продолжались в период с 238 по 271 год и закончились бесславным поражением готов. Однако взять своё ворвары во время этих войн смогли! Готы, гепиды, карпы, сарматы, тайфалы, герулы, бораны захватывали города, грабили их и уводили пленных. Но и при этом они учились: знакомились с достижениями провинциально-римской цивилизации, постигали христианское учение. В самой Римской империи, на территории которых резвились варварские орды, эти события сопровождались кризисом власти – римские императоры чередовались на престоле с удивительной быстротой: будучи избираемы солдатами, они ими же свергались или погибали в боях с варварами. После поражений готов и их союзников в 271 г. наступает временный спад военной активности на дунайской границе. А в 332 г. император Константин Великий, который нанес готам еще несколько поражений, подписал с ними мирный договор, согласно которому им выплачивались денежные суммы, готские отряды служили в римской армии, налаживался торговый обмен в приграничных городах. Христианское учение арианского толка проникало все глубже в готское общество, особенно в зоне контакта с Римской империей. Епископ Ульфила (Вульфила), происходивший от отца-гота и матери-гречанки, перевел Библию на готский язык.
Не зря говорят: война – двигатель прогресса. Особенно такой она была для готов. Они вернулись из походов в область современной Северной Румынии, Молдовы, правобережной Украины несколько «другими», чем они были на пути от устья Вислы в «страну Ойум». Под воздействием провинциально-римской культуры у них возникли гончарные мастерские и появилась гончарная керамика, необходимый набор орудий для земледелия на черноземах, разнообразный убор с бронзовыми и серебряными украшениями, бусами, усилился поток римского импорта в виде амфор с вином и маслом, серебряных монет, керамики, стеклянных сосудов.
Судя по письменным источникам, у готов-тервингов, проживавших в Подунавье и Поднестровье, правила династия Балтов, а у разместившихся восточнее готов-грейтунгов у власти находилась династия Амалов, к которой относился могущественный король Германарих (Эрманарих, Эрмунрих). При нем возникает мощное предгосударственное объединение – одно из «варварских королевств». Территория Восточной Украины как раз и была составной частью этого протокоролевства.
Традиционно гибель остроготского королевства Германариха, гибель черняховской культуры, уход готов из степной и лесостепной зон Восточной Европы на Балканы и в Паннонию связывается с нашествием гуннов. Римский офицер и писатель Аммиан Марцеллин сообщает нам о нашествии гуннов из-за Танаиса (Дона) и Тамани, разгроме ими Германариха, гибели последнего в 375 г. Относительно гибели остроготского короля, которому тогда перевалило за сто, древние писатели сообщают несколько версий: ранение в бою и самоубийство, месть некоторых подчиненных за нанесенные обиды. Так или иначе, держава Германариха распадается, часть остроготов уходит в сторону Дуная, а другая часть образует зависимые от гуннов обьединения Винитария, Гезимунда, Гунимунда и других конунгов.
Но были ли гунны в лесостепи? Вряд ли. За более чем столетие научного поиска в этом регионе здесь не найдено ни одной характерной гуннской вещи и, тем более, гуннского погребения. Вероятнее всего, гунны перерезали традиционные пути собщения готских королевств с Римской империей, черняховская культура стала разрушаться как система, завязанная на пашенном земледелии и тесной связи с империей. Отдельные островки черняховской заселенности в днепро-донецкой лесостепи еще остаются до 410-420–х годов, о чем свидетельствуют, в том числе, и материалы из Войтенков (обнаружены характерные для этого времени вещи). В 378 г. готы нанесли поражение римской армии под Адрианополем, где погиб император Валент. В V в. в Испании, Южной Франции и Италии возникают королевства вестготов и остготов. Естественно, что материальная культура готов претерпевает значительные изменения в духе моды эпохи Великого переселения народов и в ней остаются лишь небольшие следы «черняховства». Готы исчезают с исторической арены Европы, уступая место другим племенам и народностям. А сейчас их кровь течет в современных испанцах, французах, немцах, итальянцах. И только крымские готы, вплоть до XV века сохранили свою самобытность.
И наконец, чем же особенна эта культура?
Черняховские поселения располагались на склонах небольших балок или на берегах маленьких речушек. Площадь таких поселений была разной – от 2 до 80 гектар. Для проживания черняховцы строили два типы сооружений: наземные и углубленные (полуземлянки). Площадь некоторых наземных домов превышала 100 м² - это так называемые «длинные дома». У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. В районах, где было много камня (Северо-Западное Причерноморье) наземные дома были каменными. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами, а инога такие очаги были устроены прямо в стене – печи-камины. Возле домов археологами обнаруживаются хозяйственные постройки и ямы-хранилища.
В среде населения черняховской культуры были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. В Ильинецком районе Винницкой области обнаружен Ильинецкий карьер – древний карьер по добыче вулканического туфа для изготовления жерновов к мельницам. Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота. Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами. Другими видами украшений были височные кольца, браслеты, гривны, ременные бляхи.
Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм и высоким качеством. В погребениях, в остатках построек и просто в культурном слое ежегодно учеными обнаруживаются различные формы горшков, мисок, кувшинов, кубков, трехручных ваз. Верхушка населения пользовалась стеклянными кубками. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях, в том числе и на Восточной Украине (Войтенки).
В погребальном обряде сочетались трупосожжения и трупоположения, причем последние преобладают. В инвентаре погребений встречается керамика, стеклянные кубки, фибулы, костяные гребни, пряжки, бусы, амулеты, различные предметы быта и культа.
Характерная особенность черняховской культуры – это её активная торговля с ближайшими античными центрами, о чем свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже – краснолаковые сосуды) – целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры.

***

Вот такая она – черняховская культура: яркая, высокоразвитая, но всё еще таинственная и во многом неразгаданная. Пройдет еще много десятков лет, будет перевернуто еще не одну тысячу тонн земли и поднят не один десяток тысяч артефактов, прежде чем археологи могу с уверенностью сказать: «теперь мы разгадали загадку черняховской культуры». Хотя, произойдет ли это когда-нибудь? Да и нужно ли это вообще?
Вот на эти вопросы во многом даст ответ Её Величество Экспериментальная Археология.

«Воронья Слободка» фотопутешествие
Кулинарные фестивали фотопутешествие
Турагенство «ЮПИТЕР» фотопутешествие
Экзотические растения фотопутешествие
Парк археологи-
ческих культур
фотопутешествие